Культура

Как снимался оскароносный фильм «20 дней в Мариуполе» Мстислава Чернова

В этом году Украина впервые получила «Оскар» за фильм «20 дней в Мариуполе» в номинации «Лучший документальный полнометражный фильм».

Published

on

Режиссером картины стал украинский военкор Мстислав Чернов. В одном из своих интервью он рассказал, как снимался фильм. Об этом пишут Эксклюзивные Известия.

Фильм получил множество наград

«20 дней в Мариуполе» уже собрало большое количество номинаций. Фильм был признан лучшим документальным фильмом по версии главной британской кинопремии BAFTA, а также рядом гильдий и объединений кинокритиков, среди которых Лондонский союз и Национальный совет кинокритиков США. В настоящее время фильм получил уже 17 наград.

О чем фильм и как снимался

Фильм рассказывает о 20 днях, которые Чернов со своими коллегами провел в осажденном Мариуполе после начала полномасштабного вторжения РФ в Украину. Вместе с группой Associated Press они снимали все, что происходило в городе с 24 февраля по 15 марта. После этого им удалось выехать из города по гуманитарному коридору.

В картине Чернов общается с людьми, а также снимает захоронения местных жителей, осаду и уничтожение города российскими оккупантами.

По словам Мстислава, в Маруполе он оказался неслучайно. За несколько дней до начала полномасштабной войны он находился в Бахмуте и он понимал, что война на пороге и Мариуполь станет одной из главных целей россиян, ведь в 2014 году оккупанты так и не смогли захватить город.

«Для россиян важно было пробить коридор в Крым. Важно было захватить город, который был бы примером для украинцев, как Донецк или Луганск. Но мы не ожидали, что его так быстро окружат и будет столько разрушений. И уж тем более, что будет разрушено около 90 процентов. Опять же, мы не ожидали, что россияне будут захватывать все города. Мы думали, что продвижение будет только на Донбассе», — поделился режиссер.

Стоит отметить, что в картине не просто показаны разные моменты жизни Мариуполя в тот период. Чернов использует особый подход к героям своего фильма. Он всегда интересуется, что они чувствуют в тот момент.

Одними из самых щемящих кадров, которые присутствуют в картине, это съемки в мариупольской больнице, куда постоянно свозили раненых.

По словам Мстислава, эта больница и ее сотрудники знакомы ему еще со времен пандемии коронавируса. Во время войны она стала прибежищем съемочной группы. Дело в том, что в больнице была электроэнергия,и журналисты могли заряжать камеру. Кроме того, из ее окон открывался хороший обзор, и можно было даже увидеть, как проходят бои.

Чернов рассказал, что вместе с пациентами и другими людьми они спали на полу и прятались в укрытии во время бомбардировок. Также журналисты сблизились с местными врачами, которые потом спасли им жизнь, переодев их в медицинские халаты.

Одним из самых известных моментов этой картины стал эпизод, в котором российский танк поворачивает башню и стреляет по жилому многоэтажному дому, в результате выстрела погибло двое людей. В фильме есть еще одна сцена с танком, когда он поворачивает свою башню в сторону больницы и наводит свою пушку как раз в то место, где был журналист.  К счастью, именно в тот момент он не произвел выстрел. Однако позднее, как рассказал Чернов, когда его там не было, снаряд попал туда.

Самым тяжелым для Чернова во время съемок этого фильма и вообще пребывания в Мариуполе были не разрушения и потери. Ему было тяжело смотреть на людей, которые решили сдаться. Дело тут не в том, что они решились на это, а в том, что они полностью разочаровались во всем и потеряли смысл жизни. В дальнейшем этих же людей россияне расстреляли.

«Главную цель, которую мы ставили, это показать не бои, а страдания людей. Чтобы все увидели настоящее лицо этого вторжения. А это мирные люди, которые были убиты. После Мариуполя мне стало понятно, какую тактику дальше будут использовать россияне. К сожалению, к человечности это не имеет никакого отношения и так будет везде в Украине», — высказался Мстислав.

Как журналистам удалось вывезти материал

Когда съемочная группа приняла решение выезжать с Мариуполя, город уже был окружен и им пришлось пройти более десятка российских блокпостов. По мнению Мстислава, частично их спасло то, что в первые дни работы гуманитарного коридора оккупанты недостаточно внимательно обыскивали. При этом у россиян были специальные устройства и программы, с помощью которых они могли восстановить все файлы, которые ты удалил из телефона. Однако ими они начали пользоваться позднее.

Диски и флэшки из снятым материалом прятали под сидения и в других местах в машине. Всего на них было 30 часов видео. А карточку из телефона защитницы «Азовстали» Тайры продюсер съемочной группы Василиса Степаненко спрятала в свой тампон.

«Важно было не просто вывести эти видео. Важно, чтобы это были оригиналы. Потому что, если когда-нибудь будет суд, нужны будут именно они», — отметил режиссер.

Ранее Известия писали о лучших фильмах о сильных женщинах, которые внесли большой вклад в историю.

Читайте также

Exit mobile version