Connect with us

Технологии

«Жить по средствам»: как будет меняться мировой экономический уклад

Published

on

Всемирная торговая организация сообщила о рекордном падении мировой торговли до уровня кризиса 2008 года. Является ли нынешней кризис подобным кризису 2008 года, стоит ли ожидать выхода с него посредством старого механизма, а также почему страны, экспортирующие сырье и импортирующие готовую продукцию, будут выходить из него дольше и тяжелее, разбирался ГолосUA.

«Усугубление» экономической модели

Индекс Барометр торговли снизился до рекордного минимума в 84,5 пункта из-за исторического падения мировой торговли товарами во втором квартале 2020 года. Об этом говорится в сообщении Всемирной торговой организации (ВТО).

Текущее значение индекса сопоставимо ситуацией в торговле в пик финансового кризиса 2008−2009 годов. В аналогичный период прошлого года значение индекса было на 18,6 пункта выше.

«Дополнительные индикаторы указывают на частичный рост мировой торговли и производства в третьем квартале, но сила любого такого восстановления остается весьма неопределенной: нельзя исключать L-образную, а не V-образную траекторию», — говорится в сообщении ВТО.

В то же время, как утверждает Deutsche Bank в своем исследовании, эпоха глобализации, длившаяся с 1980 года, подходит к концу, — на смену ей приходит «век беспорядка». В докладе, подготовленном стратегом банка Джимом Ридом и его коллегами, говорится, что новая эпоха будет характеризоваться возвышением экономики Китая над США и сопутствующей напряженностью в отношениях между ними, продолжением роста глобального долга, политикой «вертолетных денег» от центробанков и усилением миллениалов (вступивших во взрослую жизнь в XXI веке) и более молодых поколений, в том числе с точки зрения их электорального веса.

Беспорядок будет определять новую эпоху, по крайней мере, на первых порах, в течение десятилетия или больше. «Не всякий беспорядок является плохим», — отмечает Deutsche Bank. «Мы должны подчеркнуть, что наступление нового времени не следует воспринимать как причину отказываться от покупки финансовых активов, поскольку новая эпоха принесет масштабные интервенции [монетарных властей] и ликвидность», — продолжают авторы. Но если предыдущая эпоха глобализации ассоциировалась с рекордным совокупным ростом цен на активы, то «век беспорядка» несет угрозу текущим глобальным оценкам, особенно в реальном выражении, предупреждает банк.

Восемь ключевых тем

Эпоха беспорядка будет характеризоваться, по меньшей мере, восемью темами:

ухудшение отношений США и Китая по мере усиления экономического веса Пекина;

момент истины для Европы: пандемия COVID-19 придала новый импульс интеграционным процессам, но есть вероятность, что Европа останется в состоянии экономической стагнации с перспективой политической фрагментации;

дальнейшее увеличение долгов и распространение политики «вертолетных денег» в качестве монетарного мейнстрима;

вероятный рост инфляции вследствие фискально-монетарной экспансии;

усиление экономического неравенства на первых порах постковидной эпохи, но в дальнейшем — разворот этого тренда: государства начнут взимать больше налогов с богатых;

ужесточение конкуренции между поколениями: миллениалы и более молодые люди к 2030 году догонят старшие поколения по численности, что позволит им определять результаты демократических выборов;

рост глобальной озабоченности вопросами климата;

новая технологическая революция.

Что взамен, или Разберем по пунктам

Хочется остановиться на нескольких ключевых пунктах, о которых в своих прогнозах упомянули «экономические гуру». Но для начала откровенно скажем в целом – либеральная экономическая модель конечна. Об этом писали даже ее идеологи. Она заканчивается тогда, когда далее нельзя расширять рынки сбыта. Мы уже к этому времени подошли, или только подходим – возможно, открытый вопрос. Но показатели мирового рынка указывают на все серьезность ситуации. И коронакризис здесь может оказаться просто совпадением. Теперь по порядку:

1.Усиление экономического веса Пекина в вопросе противостояния США и Китая. Да, у Китая эмиссия достигает практически 200%. Их называют «мастерской мира». Это страна ориентирована на экспорт. Но есть подвох. На этом самом колоссальном экспорте они стерилизуют избыточную ликвидность. Учитывая выше обозначенные, скажем мягко, проблемы с рынками сбыта, их показатели экспорта могут в достаточной мере сократиться для того, чтобы у властей Китая осталось лишь два варианта – либо инфляция, либо сокращение дотаций в экономику. В первом случае это сразу ударит по кошельку избирателей, во втором – по информационному восприятию избирателем политики властей. Хоть в Китае и выборы отличаются от выборов в «демократических» странах, но все же они есть. Что в первую очередь начнут спасать власти Китая, остается открытым вопросом. Но выводы следующие: как писал Шумпетер, важен не экономический рост, а развитие. Иными словами – экономический суверенитет. Не гнаться за сверхдоходами, а за защитой государства, чтобы максимально обеспечивать покрытие внутреннего спроса. А для этого не нужна эмиссия в 200% – достаточно нормы в 100%. Да уж, что тут говорить, в Украине она составляет всего лишь 30%.

2.Рост долгов и «вертолетных денег». Этот пункт снова упирается в вопрос возможности расширения рынков сбыта. Рост долгов означает не просто долговые расписки. Он означает, что особенно в развитых странах люди потребляют больше, чем могут заработать. Да, это диспропорция, причем колоссальная. Если долго натягивать струну, она лопнет. Хочется подчеркнуть это трижды. Но, к сожалению, у нас продолжают вещать представители старой экономической мысли. А новой пока нет.

3.Новая технологическая революция. В этом пункте вопрос понятен – а кто ее «купит» и за какие долги. В основе нового, скажем мирового порядка, может стать только то, что способно вытеснить эру «золотого тельца» (денег), а это религия. «Экономическими» словами это можно охарактеризовать «умеренностью в потреблении». Да, во всем нужно знать меру.

Украина в мировом кризисе

 «Другая структура экономики не столько влияет на процент по внешней торговле, сколько на скорость выхода экономики из кризиса. Чем больше в стране производится конечного продукта, тем быстрее она выходит их кризиса. По той причине, что в первую очередь производители конечного продукта восстанавливаются за счет того, что при выходе из кризиса население начинает создавать внутренний спрос», – заявил экономист Олег Пендзин.

В силу того, что Украина экспортно-ориентированная сырьевая страна, то сырьевые рынки восстанавливать будут позже, после того, как выйдет на финальную мощность производство конечного продукта, говорит эксперт.

«По этой причине наша экономика всегда тяжелее и дольше выходит из кризиса. Ее структура в первую очередь влияет на быстроту выхода из кризиса, а не на процент реального падения внешней торговли», – отметил он.

Если Мировой банк прогнозирует, что во всем мире в среднем падение экономики составит около 5%, ЕС подсчитал, что в этом году у них будет падение 8% в среднем, то у нас будет не меньше 8%, заявил политолог Алексей Якубин.

«При этом в ЕС посчитали, что при тех мерах, которые они сейчас используют, в следующем году у них будет рост 5%», – подчеркивает эксперт.

А в Украине пока никаких подобных расчетов нет со стороны правительства, а также конкретных программ, как способствовать экономическому росту, пока нет, отметил он.

«Что касается глубины падения экономики в 2020 году, то она связана с жесткостью карантинных мероприятий. На сегодня мы видим заявления правительства, согласно которым они не намерены возвращаться к жестким формам карантина», – заявил экономист Андрей Новак.

Это говорит о том, что экономические последствия не будут такими катастрофичными, какими могли бы быть, говорит А. Новак.

«И если не будет каких-то форс-мажорных ограничений до конца года, то по результатам года падение экономики будут в рамках тех прогнозов, которые дают МВФ и Мировой банк – ВВП упадет на 6-9%», – отметил он.

По материалам: golos.ua

Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также